Принцип выживания в бизнесе

В этой статье я хочу рассказать о том, как я вижу применение принципов Дианетики в сфере бизнеса. Надеюсь, вы понимаете, что это не технология. Я подразумеваю, что вы уже читали книгу «Дианетика: современная наука о разуме», поскольку я не буду её пересказывать. Моя цель на самом деле показать вам, что эти принципы применимы в любой сфере, в том числе и в бизнесе. Мне кажется, что после прочтения статьи у вас появятся свои идеи относительно того, как принципы Дианетики применимы к любой из сфер жизни.

Итак, приступим.

Выживание

Давайте для начала рассмотрим выживание. Мы рассмотрим компанию как некий организм, который стремится выживать.

Под «выживанием» понимается продолжение существования во времени. Причём ЛРХ употреблял это слово не в плане выжить или умереть — третьего не дано. Нет, ЛРХ использовал это понятие несколько иначе. Вот выдержка из определения: «Когда человек думает о выживании, он склонен допускать ошибку, имея в виду под выживанием «самое необходимое». Это не выживание. Выживание — это градиентная шкала с бесконечностью или бессмертием в самой верхней её части и смертью и болью в самой нижней части».

Итак, нет такого, что компания либо мертва, либо выживает (имеет только самое необходимое). Выживание — это градиентная шкала, то есть оно имеет много уровней, переходящих один в другой. Это важно понимать для последующей оценки бизнесов. ЛРХ выделил некоторые уровни в зоны.

Если вы помните график из книги «Дианетика», то ЛРХ выделил четыре зоны. «…четыре зоны могут быть названы зонами состояния бытия». Вот эти зоны:

«Третья — зона счастья и благополучия в целом.

Вторая — зона сносного существования.

Первая — зона гнева.

Нулевая — зона апатии.

Эти зоны могут быть названы как Шкала тонов, по которой можно оценить душевное состояние».

По-сути, в этой книге ЛРХ даёт одно из первых описаний Шкалы тонов для оценки душевного состояния человека. Я считаю, что Шкала тонов применима также к оценке бизнесов. Если попробовать оценить, в каком тоне находится бизнес, то мы можем легко понять, в каком бизнесе будет «зона счастья и благополучия в целом», а в каком будут проблемы. Это даёт некий ориентир при выборе, каким бизнесом заниматься.

Я бы привёл такие примеры:

1) Продажа алкоголя — этот бизнес в низком тоне. Может быть, он и приносит деньги, но не думаю, что приятно наблюдать, как заходит грязное, дурно-пахнущее существо в полуневменяемом состоянии за очередной бутылкой. Вот такие люди доставляют проблемы. Кроме того, в каком же состоянии нужно находиться, чтобы делать деньги на спаивании людей. Уверен, что вы и без меня знаете, насколько сфера алкоголя наполнена проблемами (посмотрите на некоторые разрушенные семьи).

2) Есть бизнесы, в которых не продают алкоголь, но зато сами работники много пьют. Например, я однажды делал сайт для одной мебельной компании. Так вот, если мне нужно было что-то обсудить с руководителями этой компании, то этого не следовало делать с пятницы вечера и до понедельника. По вполне понятным причинам. Во вторник уже можно было звонить. Я не знаю, у всех ли так обстоят дела в этом бизнесе. Если да, то тон в этом бизнесе тоже не высокий, а значит в этой области будет много проблем.

3) Туристический бизнес. Мне кажется, что этот бизнес в более высоком тоне. Во всяком случае, люди очень радуются, когда едут в путешествия. Я ни разу не видел ни одного пьяного туристического агента. В этом бизнесе тоже не без проблем, но скорее всего трудности будут восприниматься проще и решаться легче, поскольку это свойство более высокого тона.

Я не говорю, что туристический бизнес самый высокотонный. Например, бизнес по предоставлению мастер-классов по рисованию мне представляется более высокотонным.

И ещё, даже в пределах одной области разные компании могут находится в разном тоне. Например, компания «Икея» мне кажется в высоком тоне, хотя и занимается мебельным бизнесом.

Итак, резюмируя эту часть, скажу, что если бы мне пришлось выбирать бизнес или компанию, я бы ориентировался на тон, поскольку это говорит об уровне выживания.

Как обеспечить продолжительное выживание компании?

Цитата: «Если бы мы стремились сделать так, чтобы жизнь выживала очень долго, то превосходным способом сделать это было бы наделить жизнь способностью принимать разнообразные формы».

Ничто не стоит на месте. В этом мире постоянно что-то меняется. Поэтому, если компания хочет выживать долго, она должна всё время держать руку на пульсе и при необходимости меняться. Это одна из причин, почему маркетинг в компании должен быть введён на постоянной основе. Сегодня спрос на одну продукцию, завтра — на другую.

Например, ещё относительно недавно были плёночные фотоаппараты. Лидером была компания «Кодак». Сейчас давно уже нет ни плёнок, ни проявителей, ни плёночных фотоаппаратов. Ничего такого. Следовательно, «Кодак» нужно было быстро поменяться, чтобы отвечать современному спросу, иначе она долго не протянет. Из Википедии: «Eastman Kodak задержался с производством цифровых фотоаппаратов, в результате чего потерял значительную долю рынка». Эта компания в 2012 году подала иск о банкротстве. У неё огромные долги, хотя когда-то она была лидером на рынке. А всё из-за этой проклятой задержки!

Мораль сей басни вполне очевидна — нужно держать руку на пульсе и вносить изменения. Я бы сказал жёстче: меняйся или умрёшь! Я понимаю, что кажется, что отсутствие изменений показывают некоторую стабильность, но в современную эпоху высоких скоростей иногда имеет смысл поменять ассортимент продукции, способы продвижения товаров (в данный момент, например, нужно уметь умело продвигать информацию через социальные сети), месторасположение точек продаж и так далее.

В некоторых случаях нужны кардинальные меры. Цитата: «И смерть была бы необходима для того, чтобы облегчить выживание самой жизненной силы, ведь только смерть и распад могут убрать с дороги более старые формы, когда новые изменения в окружающей среде вызывают необходимость в появлении новых форм».

Я так понимаю, что в некоторых случаях убыточные направления имеет смысл вообще закрыть, освободив тем самым внимание для прибыльных или вообще новых. Либо, может быть, стоит закрыть какой-то бизнес и открыть совсем другой.

Что повышает потенциал выживания?

Цитата: «…каждая форма жизни имеет собственную технологию для разрешения проблем питания, безопасности и размножения. Степень эффективности технологии, разработанной любой формой жизни (броня или мозг, скорость передвижения или обманчивая внешность), непосредственно указывает на потенциал выживания — относительное бессмертие — этой формы».

Технология — это методы выполнения чего-то. Например, есть методы приготовления картошки (пожарить, сварить и т. д.). Это технологии.

Степень эффективности технологии непосредственно указывает на потенциал выживания. Приведу такой пример. В своё время Генри Форд впервые ввёл конвейер в производстве автомобилей. В результате компания Форд стала лидером на рынке производства автомобилей в те годы, и при этом автомобили стали дешевле.

На всё есть своя технология. Освоение и использование ее приводит к повышению потенциала выживания компания. Например, вот административная технология ЛРХ:

  • технология планирования (админшкала),
  • технология найма персонала и постановки его на пост,
  • технология ошляпливания,
  • технология коррекции как самой компании, так и его персонала,
  • маркетинг,
  • технология продаж,
  • PR (связи с общественностью).

И многое другое, включая технологию производства того продукта, который компания обменивает с покупателями. Всё это целые технологии, при помощи которых можно сильно повысить потенциал выживания компании.

Необходимость движет

Это и есть цитата. «Необходимость движет». Это интересно — когда у человека всё есть, он начинает лениться. Он перестаёт к чему-то стремиться.

Мне кажется, что это ключ к мотивации персонала, да и вообще человека. Представьте себе такую ситуацию: ваш сын или дочь повзрослели и просят вас, родителей, купить им автомобиль. Вы покупаете. Есть ли у них желание самим заработать деньги на этот автомобиль или вообще что угодно ещё? Нет, ведь у них уже есть автомобиль, а всё остальное при необходимости купят родители. В некоторых случаях просто нужно просить дольше или жалостливие.

На самом деле если бы вы не купили им этот автомобиль, то в таком случае намного больше шансов, что он начнёт думать, как же ему заработать на автомобиль, ведь ему хочется автомобиль. Вот тогда он начинает думать о том, где ему лучше работать, как и так далее.

То же самое и в компании, но об этом дальше.

Удовольствие важнее!

Некоторые руководители компании слишком часто сосредотачиваются на наказании персонала. Например, сотрудник опоздал — штраф 500 руб. Это, конечно, иногда работает, но есть вещи, которые стимулируют людей гораздо, гораздо сильнее.

Цитата: «Следовательно, существует необходимость получать удовольствие, необходимость работать над достижением осознаваемых целей путём преодоления распознаваемых препятствий (такое определение можно дать счастью)».

Как это можно использовать в компании? При помощи всякого рода игр и поощрений за достижение каких-то целей. Например, если сделаем продажи на такую-то сумму, то все вместе пойдём в боулинг (обычно сразу обговаривают, куда хотели бы пойти).

Обычно те сотрудники, которые в апатии, не играют в такие игры. По-сути, они вообще ни во что не играют, кроме как в привлечении сочувствия к себе. Ну а другие начинают играть. Из недели в неделю количество участников растёт. Более того, счастья в компании становится больше.

Далее цитата, которая объясняет, почему при правильном подходе необходимость удовольствия работает гораздо, гораздо, гораздо лучше:

«И необходимость получать удовольствие настолько сильная, что человек, для того чтобы получить удовольствие, способен вытерпеть сильную боль. Удовольствие — это нечто положительное. Это наслаждение работой, это размышление об успешно завершённых делах; это хорошая книга или хороший друг; удовольствие — это когда сдираешь кожу с коленей, взбираясь на вершину Маттерхорна; когда слышишь, как ребёнок впервые произносит слово «папа»; это шумная гулянка на бульваре Бунд в Шанхае или раздающийся за окном свист, зовущий на свидание; это приключение и надежда, это энтузиазм, это «когда-нибудь я научусь писать картины»; это когда съедаешь хороший обед, или целуешь красивую девушку, или, блефуя, ведёшь жёсткую игру на фондовой бирже. Удовольствие — это когда человек делает то, что ему нравится делать; когда он делает то, о чём ему нравится думать; когда он делает то, о чём ему нравится вспоминать; и это может быть просто разговор о том, чего человек, как он сам знает, никогда не сделает.

Человек готов вытерпеть сильную боль ради получения маленького удовольствия. На то, чтобы подтвердить это в лаборатории жизни, не требуется много времени.

А как же вписывается в эту картину необходимость? Существует необходимость получать удовольствие — такая же важная для человека, как и его сердце, такая же трепещущая и живая. Тот, кто сказал, что человек, имеющий две буханки хлеба, должен продать одну, чтобы купить белый гиацинт, сказал чистую правду. Всё творческое, созидательное, прекрасное, гармоничное, рискованное — конечно, всё это удовольствие и всё это необходимость; и даже избежание пропасти забвения — это тоже удовольствие. Некогда жил человек, который прошёл тысячу миль лишь для того, чтобы увидеть апельсиновое дерево. Другой человек, чьё тело состояло из шрамов и неудачно сросшихся костей, мечтал только об одном — получить возможность объездить ещё одного мустанга».

Так что, удовольствие намного важнее, чем наказание или боль. Очевидно, что система игр и поощрений за хорошо выполненную работу гораздо важнее.

В следующей статье я хочу рассказать о том, как я вижу применение других принципов Дианетики в сфере бизнеса. Но я уже сейчас надеюсь, что впредь не услышу, что Дианетика применима только к одитингу.

Успехов!

АРО, Ильдар

PS: Все цитаты взяты из книги «Дианетика: современная наука о разуме», глава «Цель человека», кроме определения слова выживание (оно взято из трехтомного саентологического словаря).