Кризис: первоочередные меры

За последнее время вышло много информации о кризисе и о том, кто его вызвал, но крайне мало информации о том, что же делать. Я решил поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

Во-первых, я обратил внимание, что ведущие консультанты WISE рекомендуют выполнять формулу Чрезвычайного положения. И это правильно! Я постараюсь объяснить свою точку зрения.

В обычных компаниях во время кризиса экономят и сокращают штат, что в корне не верно. Экономия не приводит к большему сбыту товара или нахождению новых клиентов. Откуда же тогда у компании появятся доходы, не так ли? Не будет доходов, компания не выживет. Поэтому данный шаг не верен.

В соответствии с формулой Чрезвычайного положения первым шагом должно быть «Продвигайте. Это относится к организации. Человеку лучше сказать «производи». Это первое действие, независимо от того, какие другие действия, независимо ни от чего; это первое, на что необходимо обратить внимание».

Следовательно первым шагом для компании должно быть не «экономьте», не «увольняйте персонал», а «продвигайте». Это очень важный момент. Именно хорошее продвижение приводит к сбыту товара и нахождению клиентов.

Продвигайте значит «делать что-либо известным; выпускать что-то». Обычно для этого проводятся рекламные компании. Но здесь есть ряд тонких моментов.

До того как запустить рекламную кампанию нужно провести опросы. Л. Рон Хаббард пишет: «Когда вы работаете, не проводя опросов, вы можете тратить на продвижение тысячи долларов в месяц и терять всё, что вы потратили». «Или, когда вы работаете, ИСПОЛЬЗУЯ опросы, вы можете тратить на продвижение сотни долларов, а зарабатывать сотни тысяч».

Обратите внимание, что без опросов вы можете потерять все ваши рекламные деньги впустую. И наоборот — потратив небольшую сумму денег, вы можете получить гораздо больше. Таким образом реклама может быть эффективной и неэффективной.

Интересно отметить, что у разных видов бизнеса эффективными оказываются разные виды продвижения и рекламы. То, что работает в одном виде бизнеса, оказывается неэффективным в другом.

Я приведу пару примеров. Когда я работал в одной консалтинговой компании, мы рассылали информацию о наших услугах по почте. На почте нам давали базу данных компаний и их руководителей, мы выбирали кому отправлять рекламные материалы, а потом заказывали отправку этих материалов на этой почте. Так вот, это было неэффективно.

Также у нас было пять человек, которые целый день обзванивали различные компании и предлагали наши услуги. Это тоже было неэффективным. Первые наши серьёзные клиенты узнали о нас благодаря продвижению сайта и спаму (я не рекомендую спам, но хотел упомянуть, что он был эффективным). Кстати, интернет-рассылки были эффективными в разных видах бизнеса.

В компании, которая занималась окнами и вообще ремонтом квартир, эффективным была раздача листовок. Руководитель направляла раздавать листовки одного мастера в один район, другого — в другой и так далее. Если из какого-то района не было звонков, значит там не раздавали листовки. Интересно отметить, что на одной стороне листовки они писали рекламу, а на другой — какую-то важную или интересную информацию. Такой информацией были, например, номера телефонов дежурных аптек, пожарных и прочих необходимых служб. Люди не выбрасывают такие листовки, а сохраняют у себя.

Но самым эффективным у этой компании были календари. На глянцевом листе формата А4 они печатали свои рекламу и календарь на следующий год. Такую рекламу они раздавали в конце ноября, в начале декабря. Правило было такое, что люди повесят первый календарь, который им попадётся под руку. Раздача происходила так: один человек шёл по одной стороне улицы и раздавал во все попадающиеся по пути компании (обувной, кафе и так далее), а другой — по другой стороне. Себестоимость одного листа была 1 рубль за штуку (заказывали в большом количестве), а такая реклама-календарь висела целый год.

Однажды я ехал в Москву с одним бизнесменом, который занимался продажей чая оптом. Он сказал, что наиболее эффективной рекламой в его бизнесе был заказ строчной рекламы по телевизору. Ну, знаете, такая бегущая строка во время фильма или передачи. По его словам это было дёшево и сердито.

Конечно, можно назвать массу способов продвижения, которые будут эффективными в том или ином виде бизнеса. Но главная идея, которую я хочу донести, что первоочередной мерой во время кризиса является не сокращение, а основанное на опросах продвижение.